Отношения с персоналом
Принципы взаимодействия с персоналом
Для правильного и адекватного восприятия корпоративной философии, а также эффективного взаимодействия с персоналом необходимо соблюдать следующие принципы, вытекающие из теорий о мотивации труда.
- Уважение. Работники ценят проявление уважения к ним как к личности, особенно со стороны руководства.
- Признание. Персонал чувствует себя успешным, если их вклад в общее дело оценен руководством.
- Голос. Почти каждому хочется, чтобы его выслушали, приняв его точку зрения во внимание. Также немаловажным является право голоса в принятии стратегических решений.
- Поощрение. Конечно, деньги всегда мотивировали сотрудников, но кроме этого требуется и моральное поощрение и поддержка для дальнейшей продуктивной работы.
Чем отличается взаимодействие с персоналом в "лучших компаниях"?
Соавтор книги "100 лучших компаний, на которые стоит работать" Мил-тон Москович выделяет следующие важные критерии:
- Желание высказывать недовольство. Сотрудникам необходим доступ к руководству. Они хотят, чтобы их письма с критическими замечаниями появлялись в корпоративных изданиях или на досках объявлений и информации. Им нужно, чтобы руководство обращало внимание на их точку зрения.
- Близость руководства. Уравнивание рангов внутри компании и избавление от таких атрибутов статуса, как кафе, столовые, спортзалы для руководства. Сотрудники против иерархического разделения.
- Приоритет внутренней, а не внешней коммуникации. Приоритет распространения важной информации внутри компании. Сотрудник хочет узнавать о плохих новостях, касающихся его компании, не из программы "Время", а на работе.
- Семья. В хороших компаниях любой человек, независимо от статуса, чувствует себя, как в семье. "Семейственность" при четком разделении полномочий и обязанностей повышает производительность труда и мотивацию работников.
Корпоративная философия и история (легенда)
Организационная структура является средством организации сотрудников любой компании. Помимо этого функцию внутреннего организующего начала выполняет корпоративная философия или организационная культура. Это полное, развернутое, подробное изложение морально-этических и деловых норм, принципов, цен ностей, которыми руководствуются сотрудники компании. Она ни в коей мере не преследует рекламных целей, а является внутренним документом, регулирующим внутрикорпоративные отношения, своего рода законом компании. Если в случае нарушения закона сотрудник несет ответственность перед государством, то за нарушение корпоративных норм — должностную ответственность перед компанией, которая может повлиять на его будущую карьеру.
То, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, — белые рубашки и синие костюмы сотрудников IBM; джинсы их основных конкурентов из Apple Computers; исполнение гимна компании перед началом рабочего дня сотрудниками "Тойоты"; таблички с именами на груди персонала "Макдоналдса" — это верхний слой организационной культуры и корпоративной философии, вытекающих из базовых ценностей организации. Некоторые компании излагают свои базовые ценности в виде кредо, однако для большинства организаций ценности являются чем-то нематериальным, воспринимаемым сотрудниками через весь комплекс их взаимодействия с организацией: работу, общение с руководством, коллегами и подчиненными, собрания, чтение внутренних изданий и др.